ГКУ "РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ДОМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА имени ЗАСЛУЖЕННОГО АРТИСТА РФ К.А. ЕВЛОЕВОЙ"

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

Версия для слабовидящих

Методическая разработка «Театральное искусство ингушского народа: прошлое и настоящее…»

Методическая разработка «Театральное  искусство  ингушского народа: прошлое и настоящее…»

«…Театр — и зрелище и школа для народа,

Будить сердца людей — вот в чем его природа!...»( Габдулла Тукай)

Сегодня, мало кто знает, историю становления ингушского театральногоискусства, кто стоял у истоков, кто в последующие годы продолжил традицию сохранения, популяризации и развития театрального искусства. Становление ингушского драматического искусства началось в 1923г.в г.Владикавказе, который в то время был культурным и социально-экономическим центром Ингушетии. В 1923г. Заурбеком Мальсаговым была написана 1-ая пьеса на ингушском языке, которая положила начало развитию ингушской драматургии. В конце 20-годов значительную роль в становлении любительских театральных коллективов сыграли студенты Педагогического института ИдрисБазоркин, Хамзат Осмиев, ХаджибикарМуталиев, Ибрагим Оздоев — эти имена сегодня золотыми буквами вписаны в историю нашего Отечества. С 1923г. творческим коллективов руководили Орцхо и Заурбек Мальсаговы. С 11 по 20 декабря 1931 года в Ростове-на-Дону проходила первая Северо-Кавказкая олимпиада искусств горских народов Кавказа. Ингушской студией руководили ОрцхоМальсагов и профессиональный режиссер А.Сафронов. Жюри единогласно присудило ингушским актерам 1-е место за постановку пьесы Орцхо и ДошлукоМальсаговых «Перелом». Роль молодого агронома Юнуса, отказавшегося от кровной мести, в этом спектакле сыграл ИдрисМуртузовичБазоркин. Лиричную роль возлюбленной Юнуса воплотила на сцене АминатСаидова. Ярко проявился драматический талант Фатимы Мальсаговой в сыгранной ею сложной роли матери Юнуса. В своих рецензиях театральные критики отмечали: «Успех спектакля «Перелом» в постановке ингушской театральной студии принесла — яркая и самозабвенная игра на сцене молодых актеров. Воплощая на сцене образы своих героев, они проживали на подмостках их жизнь, полностью растворившись в судьбах и характерах, созданных драматургами, ежеминутно сгорая в своей искренности и обнаженности чувств…». Вместе с тем, критики, отметили и хорошее оформление спектакля. Сценографию спектакля (декорации) подготовил выпускник Ленинградской Академии художеств — Гази Даурбеков. В 1933годубыл организован драматический театр, в труппу которого вошли: А. Горбаков, М.Ханиев, Н.Бекбузарова, Т.Укурова-Мальсагова, Т.Гойгова, З.Мальсагова, БагаудинЗязиков, ИдрисБазоркин, Абдул-Хамид Гойгов, и мн.др. Именно, они заложили основы ингушского сценического искусства. К сожалению, очень мало сохранилось сведений об этой студии. Вместе с тем, необходимо сказать, что большую помощь в становлении профессионального ингушского театра оказал Грузинский театр им. Шота Руставели. В 1934г. была создана театральная студия руководителем студии был известный режиссер С.Ахметели, выпускниками студии были ИдрисБазоркин и Али Горчханов.? После объединения Чеченской и Ингушской автономных областей Ингушетия лишилась своего культурного и хозяйственного центра – города Владикавказа. В Грозном был организован Чечено-Ингушский драматический театр. Ингуши страстно стремились сохранить свою самобытную культуру. Об этом свидетельствуют и воспоминания М.К.Льянова: «Примерно в ноябре 1936 года, — писал он, — будучи директором Чечено-Ингушского театра, я пришел к Али Исаевичу Горчханову (тогда он был председателем Чечено-Ингушского облисполкома и членом ВЦИК РСФСР и СССР — авт) и попросил его подписать письмо на имя тогдашнего председателя Комитета по делам искусств СССР товарища Керженцева, в котором содержалась просьба об открытии с осени 1937 года при ГИТИСе чеченской и ингушской студий. Он прочитал письмо, подписал его и сказал: «Давай поезжай сам с этим письмом. Если откажут, я приеду через три-четыре дня». Меня Керженцев не принял. А заместитель его, которому было передано письмо, сказал, что в ближайшие два-три года открыть даже одну студию для Чечено-Ингушетии невозможно, ибо заявок много. Я доложил об этом, как обещал, приехавшему вскоре А.И.Горчханову. Он сам ходил к Керженцеву и все же добился согласия на открытие студий, которые начали работать в 1938 году...». Уже летом 1939 г. в Чечено-Ингушетию приехали московские театральные мэтры со своими молодыми питомцами, чтобы представить на суд местной публики учебные работы своих талантливых студийцев, в числе которых были — будущий министр культуры ЧИАССР, народный артист ЧИАССР ВахаТатаев и Абдулла Цароев, который вскоре покинул институт со 2-го курса и поступил в военное училище, что и предопределило его легендарную героическую жизнь, связанную с военной разведкой. Али Горчханову не было суждено увидеть своих протеже на сцене. Незадолго до этого он, как и многие представители ингушской партийно-хозяйственной элиты, был арестован НКВД и приговорен к тюремному заключению… 1944г.- депортация, которая лишила ингушский народ своей Родины на долгие 13 лет…

В 1957г. вновь была направлена на обучение чечено-ингушская студия в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии в числе которых были СуламбекМамилов, СуламбекКотиев, Магомед Дакиев и Магомед Цицкиев.

После известных событий 1973года, было принято решение о направлении на учебу молодых талантливых юношей и девушек. Это было время, когда в среде ингушского народа звучала идея национальной истории и культуры. Из г.Москвы и г. Ленинграда с миссией набора будущих актеров прибыли известные мастера театрального и кинематографического искусства, в числе которых были народный артист СССР Василий Васильевич Меркурьев, Ирина Всеволовдна Мейерхольд, Людмила Владимировна Честнокова, Игорь Ефимович Жилин и СуламбекМамилов. В.В. Меркурьев понимал всю ответственность, которая была возложена на него Министерствами культуры СССР и ЧИАССР. Василий Васильевич Меркурьев – народный артист СССР, Лауреат Государственных премий, герой экранизации фильма «Повесть о настоящем человеке» (реж.А. Столпер) и в жизни соответствовал этому статусу. До последних дней Василий Васильевич Меркурьев играл на сцене Государственного драматического театра им. А.С. Пушнина и преподавал актерское мастерство в Ленинградском институте театра, музыки и кинематографии своим ученикам, которым в будущем предстояло быть первыми в создании и становлении ингушского национального драматического театра. «… Занятия с учениками – не только радостная наша работа, смысл жизни, но и, если угодно, способ бесконечно ее обновлять. Студийцы — молодое поколение довольно точно отражают облик поколения и облик времени. Ведь они познают себя: в чем-то через нас, через наше отношение к жизни, через нашу способность смотреть на нее честно, не боясь сложностей. А они помогают нам учиться современности. И в этом смысле ничто так не продлевает жизнь, не молодит, как ученики…» ( «Литературная Россия», 12.07 1972г)

Мастера курса Василий Васильевич и Ирина были убеждены, что театр нужен, необходим всем, что настоящее искусство способно пробудить «душу живую» везде и всегда. «…Мы стараемся передать этим молодым людям, приехавшим в Ленинград из Чечено-Ингушетии, и великие традиции русского реалистического сценического искусства и традиции советского революционного театра, и беззаветную любовь к Отчизне, ко всем советским народам.» ( В.Меркурьев «Чистые родники искусства.» « Известия» -01. 1977г).

Ингушская студия была последней в педагогической практике великих учителей-наставников. Василий Васильевич мечтал увидеть своих учеников -основателями ингушского национального театра, первыми пропагандис-тами театрального драматического искусства, и быть свидетелем первых творческих побед своих питомцев в этом благородном деянии.

« …Есть актеры, которые, как и большие поэты не гибнут, а гаснут, как звезды, а свет еще долго-долго видят их потомки и по нему определяют свой курс. Есть что-то пророческое в том, что о Рембранте, в последний прожитом Меркурьевым на той незабвенной полночной сцене, говорится в финале спектакля:

« Не верьте, люди. Нет, Рембрандт не умер.

Не умирает истинный талант.

Пусть надорвался он, но злу не внемля,

Он на плечах широких как Атлант,

Намного выше поднял нашу землю!...»

Талантливый, добрый, могучий Атлант, с сердцем, открытый людской боли,-таким был он, русский, советский актер Василий Васильевич Меркурьев…»

(«Неисчерпаемый художник» Г.К.Карелина( Из книги Л.С.Даниловой

В.В.Меркурьев. Воспоминаия.Статьи.1986г)

Но, к сожалению мечте Василия Васильевича Меркурьева не суждено было сбыться 12 мая 1978г. он покинул этот мир…

7 июля 1978годав Чечено-Ингушском Государственном.драматическом театре имени «ХанпашиНурадилова» чествовали выпускников Ленинград-ского института театра, музыки и кинематографии. Это было особое событие в политической и культурной жизни ЧИАССР.

1-ой премьерой, которую подготовила в 1979году ингушская труппа театра была драма Саида Чахкиева и Геннадия Русакова «Когда гибнут сыновья» (реж.Р.Хакишев). Спектакль стал настоящей школой профес-сионализма для молодых начинающих артистов, вместе с тем, был принят публикой восторженно. Отыграв спектакли, весь мужской состав был призван в ряды Советской Армии. Часть коллектива во главе с Магомедом Цицкиевым и Магомедом Хадзиевым прилагали немало усилий для сохранения ингушской труппы. В каждой постановке «Мой мальчик» (С.Чахкиев), «Парк» (Р. Ибра-гимбеков), «Пеший Махмуд» (М.Карим), «Брак по неволе» (Ж.Мольер) талантливому режиссеру Магомеду Цицкиеву с молодыми актерами удавалось внести свою философию понимания окружающего мира, нравственные и этические ценности человека, всю гамму человеческих переживаний, радости и добра, человеколюбия и ненависти, веры и надежды. В 1984г.в рамках гастролей Чечено-Ингушского театра им «Х.Нурадилова» г.Москве труппой театра были сыграны спектакли: «Ревизор» ( Н.Гоголь), «Когда арба перевернулась» ( О.Иоселиане), «Иду в путь мой»(А.Проханов и Л. Герчиков) ( режиссер Р.Хакишев).

М.Ефимов «Сказать слово» Газета «Правда» 08.08 1984г.

«…Гастроли Чечено-Ингушского театра им Х.Нурадилова стали настоящим театральным праздником. За этим успехом скрывается кропотливая работа руководства театра по формированию коллектива высокой художественной

культуры, которая предполагает зрелость гражданского, философского мышления и совершенство в творческом воплощении и задуманного…

Имена тех, кто за две недели бесспорно покорил московских зрителей, это: Магомед Цицкиев, Магомед Хадзиев, ДагунОмаев, Муса Дудаев, и совсем молодые актеры Тамара Яндиева, Руслан Наурбиев, Люба Эсмурзиева, Мурат Тхостов, ЗураРадуева, Бай-Али.Вахидов и др. Руслан Хакишев с истинным чутьем педагога вел ингушскую труппу, понимая, что каждый артист должен обладать уникальностью. Почти всю ингушскую труппу можно видеть в постановках Руслана.Хакишева «Ревизор» ( Н.Гоголь), «Когда арба перевернулась» ( О.Иоселиане), «Иду в путь мой»( А.Проханова и Л. Герчикова).

М.Швыдкой « Московские гастроли» Журнал « Театр» №4 1985г

«Настоящим триумфом театра оказалась постановка гоголевского «Ревизора»Смелая, раскованная, с блестящими режиссерскими и актерскими находками, она, на мой взгляд, является одной из заметных удач в сценической истории этой пьесы последнего времени…»

Засл. артистка РИ Д.Кодзоева: « Если бы не отдали себя всецело театру наши -мэтры: Магомед-ГирейХадзиев и Магомед МухтаровичЦицкиев неизвестно, как сложилась бы судьба нашего театра. Они на своих плечах вынесли все основные тяготы по созданию и сохранению ингушского театра. Молодая ингушская труппа работала вопреки всем обстоятельствам. Только в декабре 1987года вышло Постановление Совета Министров ЧИАССР об образовании Ингушского государственного драматического театра.

В 2018г.исполнилось 40 лет со дня выпуска ингушской студии, мастерами которой были народный артист СССР В.В.Меркурьев и заслуженный деятель искусств ЧИАССР Ирина Всеволовдна Мейерхольд. Меркурьевцы всецело посвятили себя выбранной профессии — искусству, и мы остаемся верны завету своих великих учителей; у каждого из нас своя дорога, свои достижения, свое мерило совести, достоинства и чести. Ученики В.В.Меркурьева внесли свой весомый вклад в сохранение, развитие и популяризацию театрального, музыкального и хореографического искусства ингушского народа.

Это: Заслуженная артистка России –Тамара Яндиева,

Народные артисты Республики Ингушетия Султан Гайсанов, АйшетКодзоева, ИсаЧахкиев, кавалер Ордена «За Заслуги» Ибрагим Беков,

Заслуженный работник культуры РИ, Заслуженный деятель искусств РИ кавалер Ордена «За Заслуги» Ася Абдурзакова.

Журнал «Кавчег Кавказа» « Театр. Все только начинается»Специальный выпуск. 2005г. «… Для ингушского национального театра участие в фестивале «Золотая маска», «Маска+» — это значительный шаг вперед, признание его профессионализма, признание таланта режиссера, актеров, художников, всех, кто владеет этим древним таинственным искусством. (Л. Мазиева) «… Театр…

Он чист и величав, влечет он к светлым весям,

Свободен и широк, он свят и независим.

Он — благонравья храм, он- знания дворец.

Наставник для умов, целитель для сердец.

Но следует ему блюсти одно условье:

Родной народ учить с терпеньем и с любовью,

И с древа мудрости срывать тогда лишь плод,

Когда он красоту и зрелость обретет…( Габдулла Тукай)

Использованный материал: Из книги Л.С.Даниловой « В.В.Меркурьев. Воспоминания.Статьи.» 1986г « Ингушский государственный драматический театр» ( З.Дзарахова)

« Истоки театрального искусства» (А.Газиков 29.03 2018г ); Интернет ресурс.

 Автор: Ася Абдурзакова 

10:20
Решаем вместе
Есть предложения и замечания по поводу нашей работы? Напишите — решим!